Многие знаменитые художники, даже находясь на пике популярности, испытывали нужду и недостаток в заказах, теряли веру в свои силы и впадали в депрессию. Айвазовский- один из немногих счастливцев, который писал картины всю свою жизнь, не останавливаясь, а заказчики в нетерпении ожидая у дверей его мастерской, буквально выхватывали из рук еще не высохшие творения… Море- было единственным гением, которому поклонялся художник, и он писал одно только море -с голубыми, синими, изумрудными волнами, море тихое и бурное, с кораблями и без кораблей. Писал довольно быстро- порой за несколько часов, по сырому маслу. Художник никогда не рисовал с натуры, не пользовался набросками- «писать молнию, порыв ветра, всплеск волны- немыслимо с натуры… Они записываются в памяти моей, как будто какими-то симпатическими чернилами, проступающими весьма явственно от времени или теплого луча вдохновения». Создав более пяти тысяч пейзажей, Айвазовский умер в преклонном возрасте, с кисточкой в руках, рисуя море.
Айвазовскому несказанно повезло в жизни, наверное было за что его так отблагодарить
“Лёгкой жизни я просил у Бога,
Лёгкой смерти надо бы просить.”
Видимо, он просил.
Помню, когда была в Феодосийской картинной галерее им.И.К.Айвазовского, меня очень сильно впечатлило полотно Ивана Айвазовского “От штиля к урагану”. Это была картина во всю стену. Она символизирует человеческую жизнь. Так мастерски сказочно изображал морскую воду художник – глаз не оторвать.
Зачем же так радикально, RomanB – «голодным»… Не об этом речь шла, а о том, что граф Айвазовский был меценатом: очень многое сделал для своего родного города (и не только), заботясь даже о том, о чём изначально должна была бы заботиться государственная власть, которая во все времена думала в первую очередь о своём кармане, в отличие от некоторых великих духом людей.
Vyacheslav, поправьте меня, если я не прав, но, насколько я помню, Российская империя не поддерживала идею “творец должен быть голодным”. И талантливым художникам обеспечивали условия для творчества. Например, Брюллов писал “Последний день Помпеи” не в Подмосковье, а с натуры, в Италии