-Что-нибудь почитаете, какие-нибудь рассказы, расскажете о своем творчестве,- сказала по телефону Светлана Карпенко- писатель и литературный критик.
Встретиться с молодыми литераторами – это, конечно, не в тюрьме выступать. Уже два месяца прошло, а мне все воспоминания покоя не дают – как я готовилась к выступлению перед заключенными..
Молодые поэты и писатели, разумеется, дело другое. Вот я приду, вот я скажу им… Потом рассказы прочитаю…
И вот я себе все это представила и ужаснулась. Если взглянуть не собственными глазами, а глазами молодых парней и девчонок: приходит тетя и учит: как надо писать, как не надо. Потом встает, вскидывает глаза к потолку и протяжным голосом, с подвыванием – начинает свои рассказы читать. А они у нее длинные- длинные…
Мама дорогая, в страшном сне только такое присниться может…
Я, конечно, рассказы свои пролистала.
Посудите сами – что мне с собой брать? Самые удобные – это коротенькие, а коротенькие – это эротические. Лукреция, к примеру, всего два листика. Нет, это я молодым читать не стану. Надо что-то такое светлое, высокое, чистое – для воспитания молодого поколения.
Но чистого и светлого я ничего у себя не нашла. Нет, ну какая досада! Если бы я знала, я бы обязательно сочинила бы! Но за одну ночь настрочить рассказ, да чтоб он вышел как кусочек хрусталя – маленький и светлый – нет. Я не смогла.
Пошла к молодым с пустыми руками. Не готовилась. Зато и не волновалась. И как же здорово все получилось!
Говорят, у нас молодежь такая-то и такая. А еще сякая. Не читают, не пишут, не мечтают, не любят …как в энные года любили.
Нет, классная у нас молодежь! Классику читают, стихи пишут, всем интересуются!
Три часа промелькнули, я даже не заметила. Это кто-то сказал, что прошло три часа. Но потом мы еще сидели! И все время разговаривали!
Вот, думаю, здорово, что я ничего читать не стала.
Что мы обсуждали? Да все на свете: классику и современную литературу, поэзию. И вот я старше, и вроде как (теоретически) должна больше их прочитать. Ничего подобного! Они меня переплевывали!
Талантливые, красивые, интересные ребята. Кого из них мне довелось прочитать, о том и расскажу.
Татьяна Скрундзь.
Горы, горы в синей дымке.
Наверху туман, туман.
И колышет воздух зыбкий
Этот вольный океан.
Птица. Птица на макушке
Самой зубчатой скалы.
Я на мушке. Я на мушке.
Нет ни сил подняться выше,
Нет и ласки – приманить.
Ты за это ненавидишь?
Ты за то готов убить?
Горы. Горы- не защита,
Не поможет мне туман.
Упаду, тобой убита,
К человеческим ногам.
Стихи невозможно комментировать. По крайней мере, я делать это не стану. Но вот это: «Ты за это ненавидишь? Ты за то готов убить»?- это необыкновенно…
Борис Бужор
Я еще не начала читать его рассказ «День ВДВ», я только открыла журнал «Петровский мост», где этот рассказ был напечатан – Господи! страницы в буквальном смысле грохотали, гремели, пахло дымом и порохом. Вот что значит- пишет молодой, полный сил мужчина! Столько энергии, напора, жажды жизни!!!
«Я бежал и все думал, как начать бой. Руками или ногами; с ходу или посмотреть, как поступят остальные? Сердце остервенело колотилось. Наверно, точно так же волнуется актер, который впервые выходит на сцену под аплодисменты чуждого еще зала.
«Совсем, совсем не страшно!»- дребезжал я зубами…
…Пацаны валили пьяный десант. Менты другого фланга выбивали вэдэвэшников к нам, мы выбивали- к ним. Солнце мелькало в моих глазах, сыпались искры, я ловил какие-то удары по затылку, но было не больно, было безразлично».
Это рассказ о празднике десантников. Чтобы спасти город и его мирных жителей от этого праздника, стягивают солдат, омоновцев и милицию…
Рассказ очень злободневный. Не знаю, откуда взялась эта традиция – напиваться в свой праздник и громить все и всех, кто попадает под руку. Я сама, когда работала на рынке, своими глазами видела, что творилось в день ВДВ. Особую ненависть десантники питали к нерусским продавцам, и что они вытворяли на рынке! Опрокидывали прилавки с фруктами, топтали все ногами, крушили и ломали! Досталось и моим яблокам, а мне за них расплачиваться – ведь они были взяты под реализацию! Вот мне было горе!
Поэтому я с огромным наслаждением продолжала читать: «Вэдэвэшников сжали в тиски, с одной стороны мы и ОМОН, с другой – толпа ментов. Минут пять спустя голубые береты лежали на асфальте лицом вниз, руками за спину, перепачканные кровью».
Но вот что значит молодость! В конце рассказа все поют и радуются солнцу, как молодые щенки. Наступил вечер – никто не обращает внимание на ссадины и кровоподтеки, ненависть сменилась всеобщим ликованием юности… Нет, правда, этот рассказ подарил мне гамму чувств: злорадный восторг, мстительную радость, зависть к молодости, давно забытое, хмельное упоение силой…
От одних глаголов резко повышается гемоглобин в крови, и она (кровь) начинает бурлить: «рванулся вперед, дернулся, вылетел, с грохотом рухнул…»
Спасибо тебе, Борис…Никакие наркотики не нужны. Ты знаешь, я даже брошу пить и курить, если ты продолжишь писать в том же духе…
Светлана Карпенко
Рассказ «Ласточкино гнездо». Надя с немолодым мужем, «респектабельным господином» – приехали отдохнуть на море, а заодно и справить медовый месяц. Каждый из них – сам по себе, каждый занят собственными мыслями. Молодая жена прыгает и хлопает в ладоши, ей хочется поозорничать, муж морщится, раздражается и сердится – ладу нет. Все не так.
Надя: «закусила губу», «равнодушно отозвалась», «нехотя подчинилась», «косилась на него», «почти не слушала», «ей было неприятно», «закусила губу». «Как он стар»,- подумала Надя. Его лысина блестела, как головка сыра. От переносицы к подбородку и вдоль щек лицо вертикально бороздили глубокие морщины, подобно дюнам. Припухлые маленькие глаза глядели испуганно, беспомощно.
Муж, Кирилл Андреевич: «кипел», «сетовал», «вспылил», «строго возвышался над ней».
Метко и ясно, в небольшом объеме рассказа, автор смогла обрисовать отношения двух людей. Казалось, ждать больше нечего: они обречены прозябать – каждый в своем одиночестве. И вот Кирилл Андреевич, этот старый зануда, только что гордившийся тем, что никого и никогда не пускал в свой внутренний мир – не выдерживает. В нем просыпается душа, и она, эта душа корчится, взывает и вопит: « Боже, как грустно! Я старое дерево, точимое червем знания, сомнения…
У меня ничего не осталось, кроме тебя. Я чувствую тебя каждой клеткой. Лишь одно желание- прижать тебя к сердцу, проникнуться тобой, услышать ответное биение… Только ты и эта помятая петуния…Мне бы знать, что завтра проснусь рано утром, увижу тебя хлопочущей у плиты, готовящей завтрак, почувствовать ни с чем, не сравнимые запахи родного очага…И послезавтра. Сколько нам отмерил Господь. А вечерами будем сидеть у камина, смотреть на огонь и молчать. И я закрою глаза…закрою глаза…
Надя оторопело глядела на него. Медленно, со скрипом отворялась дверь ее сердца. Он становился ей бесконечно дорог, ее смешной супруг. Надю охватило чувство вины перед ним, на глаза навернулись слезы. « Я не заставлю его страдать»,-мысленно поклялась она себе. Порукой тому была жизнь, что теплилась у нее под сердцем,- причина ее нынешнего таинственного свечения».
Закрыв журнал (все вышеназванные авторы печатались в журнале «Петровский мост»)- я испытала странные чувства…
С одной стороны – восхищение и преклонение перед автором рассказа «Ласточкино гнездо». Я люблю классику. И буду любить ее до конца своих дней. Этот рассказ – нежный и переливчатый, со сложным восхождением чувств – я отношу к классическим произведениям.
С другой стороны, меня охватила неясная тревога, и я долго не могла от нее отделаться. Гуляла в саду, играла с котенком – а нет, не уходит, зараза.
-А ты мне все рассказываешь?- вдруг обратилась я к мужу.
-Конечно, все,- глядя на меня честными глазами, ответил Вадим.
-Все, все, все?- переспросила я.
-Ну, наверное. А что это ты так взволновалась?
-Да так. Нет, а может, все же есть какие-нибудь тайные вещи или обиды, которые ты мне никогда не рассказывал? А?
-Может и есть. Да разве сейчас упомнишь?
Но я была, как никогда решительно настроена. И успокоилась лишь тогда, когда вытянула из мужа тайную обиду. Оказывается, много лет тому назад, когда я уезжала отдыхать с дочкой в санаторий, то не ответила на его письма. А он так ждал, так волновался… Конечно, все забывается. Но бывает так, что обида, как змея в душе затаивается. И вот, случай настал. Я покаялась, Муж простил, змея растворилась. Через некоторое время обнаружилось, что вместе со старой обидой у Вадима исчез и недуг, который мучил его несколько лет.
Вот вам – сила слова!
Конечно, я приду на следующий вечер молодых литераторов. Обещаю читать все их новые произведения! И желаю им счастья!
Annat, а разве это не так? Если говорить о процентном соотношении, то как раз развратно, распущенной молодежи у нас примерно 75%. Это статистика!! А нормальных очень мало((
Всегда сложно наладить контакт с незнакомыми людьми, особенно теми, что пришли и ждут от тебя непонятно чего, каких-то тайн и откровений… Так что у Вас все прошло отлично.
Не готовится – это поступок настоящего писателя. Как можно готовится говорить от души? Вы умница! И очень приятно, что молодежь у нас такая. Не все так плохо оказывается,как говорят…
Молодые литераторы бывают очень разными. Они отличаются не только своим творчеством – без сомнения, каждый литератор – это индивидуальность. Но и отношением ко всему: к “обычным смертным”, к “собратам по перу”, к “старшему поколению”… Мне довелось общаться со сверстниками-литераторами, будучи в университете, и мне эти люди как-то не очень понравились. Да, они начитаны, да, они пишут, рисуют, декламируют, но на всех остальных смотрят свысока, как на нечто, не достойное их высокого внимания. Вам, Тамара, повезло!
Тысячи извинений Борису Бужору. Рассказ не читала, но судя по вашему отзыву, Тамара, этот бред читать нормальным людям точно не стоит. Откуда взялась эта ненависть к воинам ВДВ? Да,я не буду скрывать, я немного причастна к этому празднику. И я точно знаю, как ведут себя настоящие десантники, те, кто воевал. Они никогда не напиваются, ведут себя чинно и достойно. А из-за нескольких быдляков, позорящих это славное звание десантника, складывается вот такое общественное мнение, что это опасные люди. И “благодаря”такому писателю (я о Борисе), этот гнилой стереотип продвигается все глубже и глубже в народ.
Lolita_off, мне кажется, что вы не правы. Молодым литераторам наоборот было приятно встретится с Тамарой, как с человеком, у которого более глубокий жизненный опыт, и послушать ее, соответственно. Так что о вчерашнем дне там никто и не думал 🙂
Встречи с молодежью хороши.Но все же со стороны молодых идет этакое превосходство, мол, вы – это уже бабушкин комод, вы – это вчерашний день. Может, вот этот червячок немного вас и огорчал…. Как-то неосознанно.
Для меня встречи с писателями очень важный момент. Я не согласна с утверждением, что творческий продукт может быть независим от творца. Если мне понравилась картина, книга, фильм, то всегда интересен человек, который это создал. А на таких встречах происходит духовная подпитка, она необходима любому, кто хочет донести свою мысль людям. Мне еще очень понравилось то, с каким уважением и любовью вы рассказали о своих собеседниках.