Гений гением, однако не откажешь Леонардо да Винчи в трудолюбии и наблюдательности. Он часами следил за тем, как меняются тени – в зависимости от времени дня, освещения, цвета одежды, погоды.
А лак? А краски? И даже бумага? Теперь просто немыслимо, что все это когда-то создавалось руками самих художников. Слава богу, что сохранились дневники, (к примеру, того же самого Леонардо), из которых можно узнать секреты приготовления того или иного цвета.
Я была очарована, прочитав о том, как готовил Леонардо краски. Нет, вы только послушайте…
Красный цвет получается из мака, сухого в порошке.
Белила: высуши бороду аронника и прокали. Положи белила на сковороду, ровным слоем, толщиной в веревку, и в хорошую погоду выдержи на солнце в течение 15 дней. По утрам, когда солнце высушит ночную росу, периодически окропляй сковороду щеткой, ежедневно подливая в нее столько воды, чтобы белила оставались жидкими, как подлива…
Черный цвет: возьми порошок чернильного ореха и купорос, растолки и рассыпь по бумаге равномерным слоем, будто лаком, а потом пиши пером, смачивая его слюной, и получится черно, как чернилами.
Лак. Сделай надрез на можжевеловом дереве и полей это дерево у корней; жидкость смешай с ореховым маслом и получишь отличный лак. То же сделай с кипарисом и получи лак, прекрасный по качеству. Готовь его в мае или апреле.
Рецепт индиго: возьми по одной доле цветов вайды и крахмала, смешай с мочой и уксусом, преврати все в кашицу. Затем высуши все на солнце, а если получится слишком белое, добавь цветов вайды, пока не добьешься желаемой насыщенности цвета.
Рецепт приготовления желтой глазури.Возьми унцию цинковой окиси, индийский шафран, буру и разотри в порошок. Затем возьми бобовую муку, 3 унции крупного сушеного инжира, воробьиных ягод и вместе с малым количеством меда смешай в кашицу. Затем положи в тигель немного указанной кашицы, а поверх нее насыпь немного указанного порошка. Поверх нах положи свое стекло, а на него – указанный порошок, а затем кашицу и, не давая им засохнуть, поставь на огонь, чтобы они растопились.
Я не буду больше мучить читателей подробностями. Поверьте мне на слово- каждый рецепт краски уникален и требует огромного труда. Меня поразило, что все краски в древности состояли из натуральных веществ: цветов, листьев, корешков, сока деревьев. Собирать их надо было строго в определенное время.
В свое время я увлекалась живописью. Я помню, как пахли масляные краски, лак и скипидар. Я не думаю, что они были составлены из порошков цветов, настоянных на ночной росе. Уверена, что из скорлупы грецкого ореха не выжимался сок.
Только родниковую воду, только росу – использовал Леонардо !
А бумага, на которой он рисовал! Думаете, она была проста?
После того, как она была художником изготовлена по всем правилам, он пропитывал ее свежим молоком аронника. Я не знаю, что такое «молоко аронника». Меня завораживают слова Леонардо – «только тогда она будет хороша» ( имеется в виду- после пропитки молоком)
Может, и в этом секрет того, что нас сих пор поражают полотна Леонардо да Винчи?
Да, это невероятно. Даже не сама сложность рецептуры, а то, как эти рецепты приготовления красок создавались. Ведь, наверняка, сколько было проб и ошибок, какая воля должна быть, чтобы в итоге довести это до совершенства. Причем, при весьма ограниченных по сравнению с сегодняшним днем возможностями…
Надо полагать, что молоко аронника – это млечный сок упомянутого растения. Должно быть, во времена Леонардо этот сок использовали для ламинирования бумаги или придания ей прочности долговечности. Не исключено так же, что это изобретение самого художника, отлично знакомого со свойствами и возможностями имеющих определенный химический состав растений.
Леонардо был величайшим Гением опередившим свое время, сколько он оставил различных знаний после себя, но вот всемирное восхищение его картиной “Мона Лиза” я не разделяю. Ну не вижу я ничего особенного в портрете этой простушки. прям фетишь какой то придумали.