Татьяна Ю. Щеглова – член Союза российских писателей, член Союза журналистов России (СССР), автор поэтического сборника «Мой месяц март», автор книг «Без нот» (одноимённый роман, рассказы), «А ведь могло быть и так…» (рассказы, сказки), «Примите удобную позу» (одноимённая бизнес-новелла, повести, рассказы).
Роман «Без нот» вошёл в лонг – лист национального литературного конкурса Большая книга (2007г); лауреат литературной премии имени А.П.Чехова (Московская писательская организация, 2010г).
В 2013 г. повесть Т.Щегловой «Ночь светла» опубликована в Нью-Йорке в журнале «Word» («Слово») на русском языке и в англоязычной версии.
Прозу ТатьяныЩегловой отличает психологизм и умение почувствовать время – события, настроения, переживания современников. Её проза ассоциативна, многослойна и лишена внешнего велюра. Самобытное творческое чутьё позволяет писательнице избежать излишнего бытовизма и какой-либо пошлости в самых сложных, на грани фола, темах.
В настоящее время Татьяна Ю.Щеглова – автор регионального литературного журнала «Петровский мост», главный редактор информационно-публицистического журнала «Мёд и Мёд», активно сотрудничает с информационными и общественно-политическими региональными изданиями.
Таня Щеглова – открытый, веселый, остроумный человек. В писательской организации я недавно, и меня сразу предупредили: с Щегловой у вас будет непримиримая война.
-Почему так? – удивилась я. – Еще друг друга не видели, а уже – война?
– Вы – женщины. Обе эмоциональные, талантливые. Друг друга будете ненавидеть.
Вопреки всем предсказаниям, мы подружились…
Какая она, Татьяна Щеглова?
Тактичная, интеллигентная, высокообразованная. Похожа на девочку – подростка. Джинсы, спортивная куртка, кроссовки. За всем этим скрывается – необыкновенно женственная, светлая натура, хрупкая и ранимая, как подснежник. Только этот подснежник – имеет крепкий духовный стержень. Мне за нее не страшно, где бы она ни очутилась: в опасной секте или дурной компании, – потому что это про нее сказано – «в неповрежденной ладони яд нести можно».
Не зная друг друга, нигде не соприкасаясь, мы шли с ней параллельными путями: обе в 90 -е годы с головой окунулась в рыночный бизнес. Обе прошли духовный опыт одной Йог – студии.
Неважно, где ты был и чем занимался, важно – кто ты.
Роман « Без нот» заканчивается монологом героини:
«…Только вера в себя и еще – сдержанность…Чтобы не жалели, не предлагали, не выясняли, в чем дело. Потому что помочь по большому счету не может никто. Все твои проблемы – внутри. И надо уметь страдать ими самой, одиноко. Все думают неправильно, по-другому, не как ты. И что тебе хорошо, им будет плохо. Всегда. К этому надо привыкнуть
И назло этому удушающему безмолвию я сказала: есть музыка.
Нота – знак – закорючка – слово – мелодия. Это то, чем владеем, то, что не зависит от внешних событий и чужой, посторонней воли. Вокруг звучит небывалая симфония мира, и каждый вносит в неё свой голос. У кого-то мелодия фальшивая, нервная, у других – напевная, ясная как вокализ. Учащается ритм: кто-то поднимается на цыпочках за чистой нотой, «диезит», другие опускаются назад от печали, и наступает бемоль, понижение. Блаженны те, кто чувствует руководство вышнего дирижера! Чуткое ухо различает больше: слышит невесомую нежную паутинку, предугадывает небесные замыслы и наслаждается этим.
И разве так важны наши итоги, да и что это, наконец, такое?»
И еще так проникновенно – о материнстве:
«У меня будет свой мальчик, собственный Борис, только, конечно, значительно лучше. И – полностью мой, безраздельно. Как замечательно, славно всё складывается! Всё-таки я – абсолютная дура и незаслуженно счастливый человек. А везет мне, как всем идиоткам. Кончено всё. Начинается новое, светлое…»
Проза Татьяны Щегловой отличается метким юмором, а порой – ядовитым сарказмом. Не приведи Бог, попасть под ее перо!!!
Из цикла «Сорокалетние». Татьяна Щеглова
Фотовспышка
«…Все эти перманентные хождения по замкнутому кругу поэтесс и художниц нашего небольшого провинциального города, разве они ещё не надоели вам, Мишенька? Да и сам вы уже не новый, только оглянитесь на себя: вам далеко за сорок, макушка гладкая, как коленка, а являетесь ко мне как созревающий тинейджер, с горящим взором и в красных махровых носках. Мало того, уличённый в этом моветоне, объясняетесь, что, дескать, душа от радости грядущего единения ушла в пятки, и эти пятки, то бишь, носки, зарделись, как красна девица. Ничего подобного, Мишенька! Ваши красные носки я воспринимаю как ваши критические дни, с такими, как вы, лучше не связываться.
И давно ли вы курсируете вокруг нас, «бальзаковских» женщин? Чем мы вас так пугаем, отчего не прицепитесь к одной из нас, не бросите, так сказать, свой жизненный якорь? Может, ваши детские представления, преждевременно прочитанные энциклопедии и строгая мама тому виной?»…
Рассказ «Как живёшь, Олга Вулф»?
«…И вот, наконец, он пришёл. Мы не виделись много лет. На нём модные джинсы, под пиджаком – залихватская хипповая футболка с ярким принтом. На слегка помятом лице – радость встречи. Появился в аккурат после мужского праздника. Хотя, наверняка, помнит, что я не выношу красных календарных дат по половым признакам. Вот уж, увольте!
– Ну и как ты живешь, Олга Вулф?- шутливо вопрошает вместо приветствия муж №3.
Мы развелись с ним несколько лет назад. Он был последним, кто предложил мне руку и сердце, и я приняла этот вызов, латая свой корабль без руля и ветрил, в котором плыла по жизненному океану, то выдерживая бурю и натиск, а тот и просто так, на авось. Кстати, после того развода брачных предложений больше не поступало. Так сказать, временная передышка, и кстати. Бывший муж №3 – литератор, и сумел настолько запудрить мне мозги во время недолгого брака, что окружающее на какое-то время перешло в категорию виртуального.
И всё же я рада его видеть».
Рассказ «Одарённый ребёнок»
«…Я знавала эту пару, ещё когда её сын был ребёнком. Миленький, как херувим, со светлым пушком волос на голове, Славик вызывал в людях умиление. Это чувство крепло и воспаряло до небывалых высот, когда Славик, будучи семилетним пианистом, выходил на сцену в бабочке и коротких штанишках и играл серьёзную музыку с симфоническим оркестром. Потом поднималась на сцену и мама, он кланялся, держа её за руку (она ещё долго самолично выходила под свет софитов, даже когда нужды в том уже не было), зал ревел от восторга, на дирижёра и первую скрипку оркестра никто не смотрел.
Так вот, глядя на эту милую пару, я каждый раз задавалась вопросом, а оправдывает ли цель средства? Ведь все эти воспарения давались бог знает как и каким кувырком. И если это – любовь, то какие в ней страсти таятся? Но об этом, помимо самих участников, маленького Славочки и его матери, Анжелики Ивановны, знала только я, её близкая подруга и соседка….
…И вот теперь объясните мне: разве это любовь? Всепоглощающая материнская любовь или – обратная сторона известной греческой трагедии? В нашей истории специалисты могли бы назвать такое её завершение эдиповым триумфом. Но, как вы понимаете, победителей в семейных разборках не бывает. И в данном случае сорокалетний Славик, скинувший с себя тяжкие оковы этой любви, и как бы восклицающий: «Я развязал проколотые ноги…», всё же поздновато дошёл до сути…»
Светлая поэтичность ее строк – завораживает…
Вслушайтесь сами в музыку строк.
Рассказ «На фоне нью – Церетели»
«… А может, всё дело в том, что у каждого в душе свой маленький «реквием», и он прорывается здесь, в краю музыки вышних сфер – оттого, что слишком уже здесь хорошо и светло…»
…День плыл неспешно, в воздухе не прибавилось зноя. Но краски густели…»
Бизнес – новелла «Примите удобную позу» – повествует о духовном поиске своего истинного «Я».
Вот как пишет Татьяна Щеглова:
«Йога неожиданно ворвалась в мою жизнь. Музыка там уже была, надолго и прочно. Так получилась книга. Теперь моя вселенная и мой мир, мои близкие и неблизкие либо стоят на месте, либо движутся в сторону Индийского океана. А в нотах Бетховена лежит лист дерева Бо, под которым Будда получил просветление. Что-то поменялось в этом мире. Дни получили особое ускорение и ритм, и каждый из них вмещает в себя столько событий, сколько выпадало за месяц. Эклектика стала ненавязчивой и правдивой, религии неуклонно движутся навстречу друг другу…Небеса обетованные и причудливые узоры, которые оставляют маленькие крабы на песке Индийского океана, готовы сойтись в одной точке. Что может быть лучше?
И я твержу вслед за ними: я есть то, и эта моя книга – просто стоп-кадр моего поколения.
В этом искреннем наблюдении, пожалуй, и состоят перипетии сюжетов и их героев».
«… и я увидела, как ее энергия, ее душа вылетает через макушку. Мир обрушился, и меня охватил почти что вселенский ужас.
В секунду я интуитивно почувствовала и охватила внутренним взором то, что происходило: улетали ее одаренность и воля к жизни. Ее электричество, которым она всех нас заряжала. Ее безапелляционная искренность, на пламени которой она всех нас поджаривала. Ее эмоции, страстность, без которых мир стал пустым»…
Очерк «А поле битвы – сердце человека…» Татьяна Щеглова
«…Я бы не дерзнула рассуждать о вещах тонких. В которых я человек весьма неискушенный, если бы не поняла в один прекрасный момент, что борьба за умы приняла ожесточенный и повсеместный характер. Йог – студий становится все больше, даже в провинции, по телевидению крутят рекламу с йоговской присказкой «вхожу- выхожу», казалось бы, мелочь, шутка – но нет. Пропаганда. Пиар. Влияние на подсознание. Битва не только за мозги, но прежде всего – за сердце. Не сомневаюсь, что на все эти культурологические атаки из той же Америки отпускаются немалые деньги. Первая реакция на йогу и прочее- человек отрывается от своих корней, от семьи, находит других единомышленников и служит чужим ценностям…
Наверное, происходит некий слом времен и событий. Битва происходит не только на уровне духовного мира, но и в наших головах и сердцах. Православие – единственный способ выбраться из царящего хаоса. Для этого мы тоже должны объединиться и действовать не поодиночке, а сообща, духовно потрудиться «всем миром». Свои святыни надо отстаивать».
Занятно-занятно, нигде раньше на такое не натыкался.