Зачем?- чтобы навести порядок в своем завещании, чтобы наказать всех- кто этот порядок нарушал – в течение многих лет…
Альфред Нобель родился 21 октября 1833 года в Стокгольме, в семье инженеров.
Он был химиком, инженером и изобретателем. В 1894 году Нобель приобрёл металлургический концерн Бофорс, который он сделал крупнейшим производителем вооружений. За свою жизнь Нобель накопил внушительное состояние. Большую часть дохода он получил от своих 355 изобретений, среди которых самое известное — динамит.
В 1888 году Альфред Нобель прочитал во французской газете собственный некролог под названием «Торговец смертью мёртв», опубликованный по ошибке репортёров. Статья заставила Нобеля задуматься над тем, как его будет помнить человечество. После этого он написал своё знаменитое завещание.
Завещание Альфреда Нобеля, составленное им 27 ноября 1895 года, было оглашено в январе 1897 года.
Завещание Нобеля
«Всё моё движимое и недвижимое имущество должно быть обращено моими душеприказчиками в ликвидные ценности, а собранный таким образом капитал помещён в надёжный банк. Доходы от вложений должны принадлежать фонду, который будет ежегодно распределять их в виде премий тем, кто в течение предыдущего года принёс наибольшую пользу человечеству… Указанные проценты необходимо разделить на пять равных частей, которые предназначаются: одна часть — тому, кто сделает наиболее важное открытие или изобретение в области физики; другая — тому, кто сделает наиболее важное открытие или усовершенствование в области химии; третья — тому, кто сделает наиболее важное открытие в области физиологии или медицины; четвёртая — тому, кто создаст наиболее выдающееся литературное произведение идеалистического направления; пятая — тому, кто внёс наиболее существенный вклад в сплочение наций, уничтожение рабства или снижение численности существующих армий и содействие проведению мирных конгрессов…»
Согласно завещанию Нобеля, премия должна присуждаться за открытия, изобретения и достижения, сделанные в год присуждения.
Это положение никогда не соблюдалось.
Возникает естественный вопрос – по какому праву нобелевская комиссия решила – изменить текст завещание? По какому праву – премия присуждается – в самом конце жизни, по совокупности всего созданного?
Нобель бы перевернулся в гробу, если бы об этом узнал…
Разве эти слова завещания!? –«кто в течение предыдущего года принёс наибольшую пользу человечеству» – выглядят размытыми или недостаточно ясными?
Ряд учёных умирает раньше, чем их открытия или изобретения проходят необходимую для присуждения премии «проверку временем.
Писатели получают премию – на закате жизни, и что самое характерное, после получения ее – вовсе перестают писать и быстро умирают. Я предполагаю, что с возрастом человек теряет защитные функции, призванные оберегать организм.
Что это значит?
Представьте себе, что Нобелевскую премию получает двадцатилетний писатель, написавший прекрасную книгу. Что он будет испытывать? Конечно, у него вырастут крылья – до самого неба! – он захочет творить, создавать – он рванет в бессмертный поток, он будет зубами грызть скалы! Для него – премия будет необыкновенным стимулом, огромным толчком!
Что чувствует писатель, получивший премию – на закате лет? Гадать не стоит, обратимся к дневникам Германа Гессе. С возрастом люди дряхлеют не только телом, но и душой. Они – осторожничают, впадают в панику, волнуются, что не смогут создать что-то достойное, подтверждающее высокий статус премии. И результат очевиден – они вообще перестают писать.
Герман Гессе, получив Нобелевскую премию – в своем отчаянии дошел до полного абсурда: чтобы подтвердить, что он соответствует – решил сочинять музыку. С музыкой ничего не вышло, как писал сам Гессе: «я не напишу ничего лучше «Волшебной флейты»». Тогда он – бросился писать картины, но мало преуспел и в этой области. Снова обратился к писательству, долго ломал голову – о чем писать, потом тяжело вздохнул и сказал: «лучше «Золотого горшка» Гофмана – я ничего не создам»- и умер…
Премия только навредила стареющему писателю. Бернард Шоу( эту премию получивший), прославившийся своим парадоксальным юмором, шутил: “Изобретение динамита еще можно простить Альфреду Нобелю, но только враг человечества способен на изобретение Нобелевской премии”.
Но судьба Альфреда Нобеля – оказалась куда абсурднее, чем представлялось даже королю литературного парадокса. Дело в том, что люди, действительно, вовсе не спешили выразить Нобелю свою благодарность за то, что весь свой капитал – он отдал человечеству. Мало того, многие отнеслись к учреждению Нобелевской премии откровенно враждебно. А ведь Нобель всю жизнь только и мечтал о том, чтобы прославить свое имя. Детей у него не было, в жизни он был весьма неприхотлив, пользоваться свои богатством – не умел.
Премия взбунтовала весь мир.
Одни – возмущались “бесчувственностью господина Нобеля, лишившего состояния законных наследников”. Другие – требовали “возвращения состояния, нажитого трудом рабочих, этим самым рабочим”. Борцы за мир провозглашали: “неэтично принимать в дар прибыль, полученную от продажи взрывчатки”. Шведские националисты обвиняли Нобеля в отсутствии патриотизма: “Деньгами шведа должны награждаться лишь шведские ученые.» Но — самое поразительное — идея учреждения Нобелевской премии почти никому не пришлась по душе – даже в мире науки! Ученые выражали сомнения – в возможности справедливого выбора лауреата, в Шведской академии наук ломали голову, принимать или не принимать на себя тяготы, связанные с ежегодным отбором кандидатов и выбора среди них лучшего, а уж все восемнадцать членов весьма захолустной Стокгольмской академии (литературы) и вовсе ломали голову: как бы им избавиться от обременительной чести – судить всю мировую литературу?
Родственники Альфреда Нобеля – так вообще долго пребывали в шоке, и обратились в суд с иском о признании скандального завещания недействительным. Ведь дядюшка Альфред даже не заверил его у нотариуса…
Еще неизвестно, удалось бы отстоять премию, если бы не благородство, проявленное одним из племянников Альфреда — Эмануэлем. Несмотря на то, что учреждение премии – означало для него – нищету и разорение, молодой человек решил твердо придерживаться последней воли своего дяди.
Он приехал в Швецию и встретился с королем. И Шведский король Оскар II не смог переубедить юношу. “Твой дядя поддался влиянию мечтателей о мире. В любом случае ты обязан следить, чтобы сумасбродные идеи дядюшки не повредили интересам вверенных твоему попечению близких”, — сказал король во время аудиенции. Эмануэль ответил: “Ваше величество, я не хочу, чтобы достойнейшие ученые в будущем упрекали нашу семью в присвоении средств, которые по праву принадлежат им”. После такой дерзости ему пришлось спешно возвращаться в Россию, чтобы не быть арестованным за оскорбление Его Величества короля Швеции. Когда родня допытывалась у Эмануэля, чем вызвана его поддержка дядюшки, который, очевидно,- просто сошел с ума перед смертью,- юноша отвечал: “Я много разговаривал с дядей и, кажется, понял его. Я уверен: если бы дядя, умирая, знал, что с его премией ничего не получится, он счет бы себя несчастным, а свою жизнь совершенно никчемной. Эта премия нужна ему, как оправдание перед Богом за собственное существование. Такой уж он был человек!”.
Торжественный обед после награждения лауреатов нобелевской премии.
Что же, спасибо Эмануэлю за его бескорыстие, ведь иначе никто бы так и не узнал о сумасбродстве старика… А то, что “награда поздно находит своего героя” – так это логично, ведь вручают ее тоже далеко не юноши.
Нобель, если верить воспоминаниям о нем, был не очень счастливым человеком. Логично, что будучи при жизни королем динамита он пытался после смерти сгладить вред, который нанес при жизни, но у него действительно масса причин переворачиваться в гробу. Например, премия мира, которую вручили Евросоюзу.