Мне иногда приходит в голову одна мысль: а что, если Демон и Бог – нередко воплощаются на Земле в образе людей?
И сразу становится ясно, что их аватары спустятся на Землю не для того, чтобы вволю
покушать и погулять. Могучий потенциал потребует выплеска. Нередко демоническое искусство так тесно переплетается с божественным, что их очень трудно отличить. Но отличить все – же можно.
О чем или о ком?- будет петь или писать аватар Демона? Конечно, о себе, любимом. И только о себе. Бывают писатели или поэты, которые носят в себе обе крайности и нередко пытаются их совмещать. Достоевский показывал метания человека, выворачивал наизнанку его душу, показывал все ее подлости и мерзости – но!- твердой рукой выводил своих героев к свету. Лермонтов, к примеру, как взял тему Демона, так на ней и застрял. Ни шагу назад, то есть, в данном случае, уместней было бы сказать – вперед. И в этом отношении Врубеля можно поставить рядом. Недаром он делал иллюстрации к поэме Лермонтова «Демон».
Демон заворожил Михаила Врубеля с ранней юности. Он пытался сопротивляться, написал несколько эскизов Христа для церкви, но все было напрасно. Его эскизы не утвердили, сославшись на некую вольготность в изображении Спасителя и Мадонны. Этот отказ совпал с другим, более личным. Избранницей Врубеля оказалась замужняя женщина, жена его покровителя. Немного ветряная, она принимала ухаживание смазливых офицеров, но бесспорно талантливому и безнадежно нищему художнику – взяла, да отказала. Какая досада!
Михаил хотел утопиться, но дело закончилось тем, что зайдя по пояс в воду, он, пытаясь заглушить душевную боль, исполосовал свою грудь ножом. Раны затянулись, но шрамы – душевные вкупе с телесными – остались до конца жизни.
И отныне Демон – не сходил с его полотен.
Образ Демона менялся. Демон сидящий – одно из лучших его творений. Юный, печальный, со слезой на щеке, Он вызывает сочувствие и сострадание. И скорее всего,
относится к той части поэмы Лермонтова, где Демон впервые полюбил Тамару, и захотел добра и красоты.
Но вот Демон летящий, полный обиды и даже злости. Я встречала людей, похожих на него. Это то состояние, когда в жизни все рушится, и человек с этим не справляется. Или когда обида на кого-то принимает немыслимые размеры, раздирая грудь. Что- же такое случилось в жизни художника, что вызвало желание рисовать один и тот же образ?
Врубелю помогал известный меценат Савва Морозов. Отношения их были непростые. Несмотря на то, что Морозов создал ему все условия для беззаботного существования, когда не надо было заботиться о хлебе насущном, гордый Врубель чувствовал себя рабом. Женитьба на актрисе не принесла ему счастья: сын умер в младенчестве, жена не перенесла утраты и вскоре умерла.
Демон набирал силу. Даже у Ангела и Серафима – демонические, надменные лица. Глаза их слепы и пусты. И сам художник в конце жизни ослеп и умер в психиатрической лечебнице.
Михаил Лермонтов тоже прожил недолго. Демон в человеческом воплощении – может воспеть себя в поэмах, изобразить себя на полотнах. Но не может – стать на Земле счастливым…
Как по мне, то это – еще одно доказательство того, что не следует особо интересоваться темой демонов, ибо она очень скоро тебя полностью поглотит и высушит до остатка.
Плохо, когда история реальных людей замещается вымыслом, пусть даже талантливым. Врубель был достаточно счастлив в личной жизни, а жена его – не актриса, а известная певица Надежда Забела – пережила самого Врубеля на несколько лет.