Поэт смерти

Поэт Федерико Гарсиа Лорка — всегда воспевал смерть. Стихи его полны безысходной печали и тоски. Он, словно постоянно слышал зов земли, и, не смея ему противиться — шел за ним.

poetsmerti

 

« …кроме блестящих звезд есть мрак и тьма, и обречен твой домик».

«Вот умирают они, семь девушек.

Волны рек их уносят,

Пусто в небесной шири».

 

«…Роза, я иду…- И волны детский крик поглотили.

Он исчез».

 

« В скорбном раздумье желтое пламя свечи…

Возникает, дрожа, в круглых глазах

Мертвого цыганенка».

 

«На улице мертвый лежал,

Зажав между ребер нож

И был он всем незнакомый.

Фонарь пробивала дрожь

Мама, как он дрожал — фонарик у этого дома!

Уже заря занялась, а все не закрыли глаз,

Распахнутых в мир кромешный.

Покойник один лежал, и рану рукой зажимал,

 И  был он чужой, нездешний».

Чаще всего герои Лорки погибали от ножа.

 

«Нож, лучом кровавым, над гробовым провалом».

«Со всех сторон, куда ни пойдешь, прямо в сердце – нож».

«Мертвые рты кричат, дожидаясь часа».

 

Можно привести почти все его стихи — в них одна смерть…

Летят ли на восток четыре голубки — подстреленные метким выстрелом, — они все лягут на песок.

Стояло ли три дерева — одно за другим они падут от топора лесоруба.

Если идет веселая свадьба –  всех непременно порежут и убьют, останутся  лишь «мраморные складки, мертвые тела».

Даже дровосеки у него поют о смерти:

«Смерть, ты здесь, ты вечно наготове!

Не пои песок ручьями крови!

Смерть, сухие листья, злые вести!

Не сплетай венок из них невесте!!

 

Даже в колыбельной, что поет  мать, обязательно будут слова: «Леденела грива, кровь ручьем бежала, в конском оке стыло серебро кинжала».

Прядильщицы и вышивальщицы, всадники, дети и ангелы, деревья, волны и фонари — все одухотворенно говорят о гибели.

 

Навязчиво и постоянно — поэт спрашивает у солнца и луны,- где зароют его тело? Ему хочется знать — в мельчайших подробностях: как он умрет, кто будет омывать его тело, кто закроет глаза  и т. д.

По воспеванию смерти — Федерико Лорку — нельзя сравнить ни с одним поэтом.

Образ смерти — был его фобией, дурной  болезнью,( переданной по наследству) от которой  поэт хотел, но не мог спастись. Живший во времена бурного расцвета психоанализа, психотерапии (жив был  Фрейд), он мог бы получить квалифицированную помощь специалиста. Но он не был обычным человеком, он был — гениальным поэтом, а они, как известно « ходят босыми пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души» В. Высоцкий.

Все его друзья знали о его беде и пытались помочь.

Сальвадор Дали пишет в своем дневнике: «По меньшей мере пять раз на день поминал Лорка о своей смерти. Ночами он не мог заснуть, если мы все вместе не шли его «укладывать». Но и в постели он все равно умудрялся до бесконечности продолжать самые возвышенные, исполненные духовности, поэтические беседы, какие только знал нынешний век. И почти всегда кончались они разговорами о смерти, и прежде всего — о его собственной смерти.

Лорка изображал и напевал все, о чем говорил, особенно все, что касалось его кончины. Он придумывал мизансцены, изображая ее мимикой, жестами: «Вот,- смотрите, говорил он,- смотрите, каким я буду в момент своей смерти! После чего исполнял некий горизонтальный танец, который должен был передавать прерывистые движения тела во время погребения, если спустить по откосу его гроб с одного из крутых склонов Гренады.

Потом показывал, каким станет через несколько дней после смерти. И черты лица его, от природы некрасивого, внезапно озарялись ореолом неземной красоты и даже обретали излишнюю смазливость. И тогда, не сомневаясь в произведенном впечатлении, он бурно торжествовал победу»…

 

Сальвадор Дали мог спасти его от гибели. Но не сделал этого…

Но Судьба — до последнего часа посылала Лорке спасение. Богатый поэт Эдвард Джеймс пригласил Сальвадора Дали, его жену Галу  и Лорку — пожить у него на роскошной вилле. Он, по словам художника, был « прикован, парализован чарами, исходившими от личности Федерико». Лорка, практически потерявший жилье (шла война)- с радостью согласился. Но из Гренады, оккупированной фашистами, пришло письмо от отца, который был болен и панически боялся — умереть в одиночестве. Три дня Лорка  мучился перед этим тревожным выбором — ехать или не ехать? Ехать — было безумием.

Сальвадор Дали – не уговорил его остаться.

poetisalvadordaly

Федерико Гарсиа Лорка и Сальвадор Дали

В последний момент, перед самым отъездом ( Лорка все же решился быстро съездить на родину, проведать отца и сразу же вернуться обратно)- так вот, перед отъездом  Лорка увидел Эдварда Джеймса, который шел  упрашивать его — не ехать.

И что же делает Лорка? (причем на глазах своего лучшего друга Сальвадора Дали- который! все так же  необъяснимо безмолвствовал)

Лорка прячется!!!

Есть у Федерико Лорки стихотворение, оно называется: « Он умер на рассвете».

На рассвете, близ Гренады, Федерико был расстрелян немцами. Ему было 38 лет. Отец его жил долго.

Так почему же знаменитый художник, обладавший отличной интуицией, сам избежавший смерти – (в то время как большинство его друзей погибло) — почему он не спас своего лучшего друга, не уговорил его остаться?

Через много лет он признался в своем «Дневнике одного гения», что « в глубине души, не отдавая себе в этом отчета», ревновал свою Галу – к Лорке.

Один комментарий на “Поэт смерти”

  1. photex:

    Лорка мне всегда казался сгустком всего самого испанского, что есть в мире, а самое испанское — инквизиция и тяга к смерти. Мрачная нация — мрачные герои. Они и до сих пор такие, но разгуляться уже негде.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.