Была зима 1996 года. Вечером после школы я зашла со своей подругой на рынок. Стемнело так быстро, что не успели мы оглянуться, а рынок-то совсем опустел. Повернули мы к выходу, слышу, окликает кто-то. Оборачиваемся – два грузина, старый и молодой, заботливо складывают в картонные коробки крупные бугристые гранаты.
– Эй, дэвушки, вазъми гранат бисплатна!
Я, наивная, развернулась – и к ним. Любка, тоже, как и я- учительница начальных классов, сзади стоит, ждет. Подошла я и радостно пакет протянула. Тот, что помоложе, насыпал мне несколько крупных гранатов. Поблагодарила я его сердечно и собралась было Любку догонять, а старый грузин мне и говорит:
– Сколько хочешь, столько и дай. Хочешь- сто, хочешь, девяносто рублей дай.
А у нас, учителей, зарплата тогда была ровно девяносто рублей. Такой меня стыд взял, что словами и выразить не могу. А грузин старый все не унимается:
– Денег нет, а по рынку-то шляешься! Как побирушка какая-то!
Красная, как рак, отдала я пакет с гранатами и, не поднимая глаз, прошептала:
– Нет. Я точно не побирушка.
– А денег нет пачиму?
– В школе учительницей работаю.
– А-а-а. А к нам пачиму работать нэ ходишь?
– А… можно?
– Можна, можна, – замахал рукой старик, будто собаку бездомную сгонял. – Встать только пораньше не забудь.
Любка меня изо всех сил уже за руку тащила: «Чего ты с ними, чурками, разговариваешь? Не видишь, как он над тобой издевается?»
Разозлилась я на себя, на зарплату учительскую нищую, на весь белый свет разозлилась. Вот ведь, уж и побирушкой назвали…
Впереди было два выходных. И я решилась.
Встала рано, часов в пять. А как хотелось поспать! Через пять дней Новый год. Зима. На градуснике – 30о. Дети спят, поджав под себя ноги, муж сладко потянулся во сне. «И куда тебя черти несут? Спала б себе и спала. Темень на дворе какая. И кто тебя ждет на рынке этом?»
Бурчу и бурчу под нос себе, а сама собираюсь. Валенки нашла размера на три больше, платок пуховый. Как стала на колобок похожа, тогда на мороз-то и выкатилась.
Вышла я на мороз, и все сомнения мои отпали. Снег под ногами хрустит, небо – все в звездах!
Приехала на рынок и стала искать своих знакомых. Искала, искала, но нашла. Они мне особо не удивились и не обрадовались. «Становись, – пожилой говорит, – за прилавок, щас поглядим, на что ты сгодишься».
Только я за прилавок-то зашла, парень, что стоял напротив с мандаринами, к-а-а-а-ак закричит на весь рынок:
– Вы хоть документы у нее спросили? А вдруг она заразная?
Я стою как вкопанная, ни жива ни мертва.
– Да, – сказал седой грузин. – А документы у тебя есть?
– Есть, – отвечаю. – И санитарная книжка тоже. Но все это на работе.
– А-а-а… – почесал в затылке грузин. Смотрю я, засомневался он. Но слова даже вымолвить в свою защиту не сумела.
А я вот читал, с первой страницы как понесло, до самого конца читал. Рассказ правдоподобный и раскрывает всю жизнь учителя с маленькой зарплатой. Но нет худа, без добра, доволен уделенным временем на рассказ.
Замечательный рассказ, такой жизненный и интересный. А героиня – действительно сильная женщина, которая не остановилась перед трудностями и насмешками.
Хорошее перевоплощение из учительницу в бойкую торговку наводит опять на истину: люди больше хотят утолять голод, чем учиться. Иначе не было бы таких смешных зарплат у учителей, которые вынуждены постоянно браться за подработку. Вся правда в рассказе.