Что за проблема? – купить новое платье, это не старые времена – сейчас всего навалом, были бы деньги. Но покупка этого платья весьма меня поразила…
Я зашла в отдел женской одежды, где единственная продавщица весело болтала по телефону. «Слава богу»,- пронеслось в моей голове,-«я спокойно, без всяких назойливых советов выберу себе платье».
До этого я побывала в пяти отделах, где на меня тут же кровожадно набрасывались продавцы с целью заторговать меня до смерти. А надо сказать, сейчас, во времена страшной конкуренции, на каждого покупателя в маленьких отделах идет настоящая охота. Даже после моего вежливого « не надо, спасибо, я люблю сама выбирать» происходит следующее: продавец, ( как правило, их двое) затаивается среди белья, но как только я прикасаюсь к тому или иному платью – раздается зычный голос, оповещающий меня о чудесных качествах ткани, фасона, модели… Я вздрагиваю и отшатываюсь в сторону выхода, но выход мне перекрывают продавцы с горящими глазами. Создается твердое убеждение в том, что если я не куплю хотя бы одну маечку, их дети непременно помрут с голоду.
Сколько бы я не обращалась к продавцам с просьбой оставить меня в покое, это было простым сотрясанием воздуха. В конце концов любопытство меня одолело и я сердечно обратилась к этим продавцам, чтобы выяснить причину « такой жесткой охоты».
– У нас хозяйка ежедневно просматривает видео отдела, и если мы не стоим рядом с покупателем, нас лишают премии,- ответили одни.
-Мы проходили курсы, как надо обращаться с покупателями, – говорили другие, – и на этих курсах нас основательно просветили специалисты…
Ах, эти курсы! Ну, конечно!- как я о них забыла! Ведь я сама несколько лет тому назад посещала эти курсы!
Надо сказать, что я одно время работала продавщицей в своем же отделе. Правда, там продавались не платья, а украшения к платьям: бусы из натуральных камней, серьги, ободки, пояса. И выручка у меня была отличной – во всяком случае, сколько бы ни приходило потом продавцов, никто меня переплюнуть в выручке не мог. В чем был мой секрет?
Разумеется, на покупателей я никогда не бросалась, и видя, что человек твердо знает, зачем пришел – никогда к нему не подходила. Но если отмечала некоторую растерянность на лице, я ненавязчиво предлагала то или другое, а потом отходила в сторону, чтобы покупатель мог самостоятельно сделать выбор. Это всегда срабатывало. Но особенно действовал такой прием: всем нравилось, когда их за что-нибудь хвалили, и я этим частенько хитро пользовалась. Особенно это получалось с мужчинами, после комплимента они расцветали и весьма охотно делали покупки. Я рассуждала таким образом: сейчас везде все есть, и выделиться можно лишь приятным и неназойливым обслуживанием.
И тут, не иначе черт меня попутал, – я решила отправиться на эти курсы повышения квалификации продавцов. Любопытство мучило меня: а вдруг я узнаю что -либо особенное, чего никогда не приходило мне в голову?
Курсы проходили в администрации города, в очень торжественной обстановке. Приехали специалисты – психологи, нас усадили за длинный стол, стали расспрашивать, кто как торгует. Потом стали приглашать к доске, где разыгрывались ролевые игры, в которых специалисты – психологи были покупателями, а мы – продавцами.
Что я выяснила?
Я оказалась совершенно бездарной продавщицей, мне сказали – прошлый век. С моими « похвалить, ненавязчиво рассказать о товаре и скромненько отойти в сторону»- меня подняли на смех!
Я стояла посреди огромной комнаты, где была куча народу и у меня горели щеки. Все, все, что я делала раньше, оказалось плохо!
-На дворе двадцать первый век, а вы действуете, словно торгуете в деревенской лавке,- горделиво посмеивались профессионалы-консультанты.
И чему же нас научили, в конце концов?
Выяснилось, что все покупатели делятся на группы, условно названные а, б, в, г, д, е, ж. На самом деле их было гораздо больше, но вышеназванные группы были – самые основные.
Итак, покупатели, хаотично входящие в твой отдел, делятся на семь видов. И надо немедленно выяснить, к какому виду человек относится! От этого будет зависеть все, решительно все!!!
Покупателя группы А – интересуют скидки, б – качество товара, В- его уникальность, Г- ( да я уже по давности лет и не помню- что интересует Г!)
Как определить, к какой группе относится покупатель? Весьма туманно я вспоминаю, что у А- бровки домиков, а рот сжат, у Б- бровки запятой, а рот –до ушей, нет, кажется, это у Ж- рот до ушей, а Б- напряженный тип. Г – кажется, боязлив, Е – стеснителен, а кто-то из них( не помню, кто?) напорист и нагл. Да, и еще я вспомнила – качество одежды покупателя тоже играло большую роль в определении, кто он.
Можно определить тип не только по внешнему виду, а задав пару- тройку вопросов. Вопросов была такая куча, что и сейчас у меня голова начинает кругом идти, когда я их вспоминаю.
Так вот, определив наконец, этот чертов тип покупателя( напоминаю – А, Б, В, Г, Д, Е , Ж) – надо приступать к дальнейшей его обработке, ведь для каждого типа – специалистами подготовлена целая стратегия и бомбардировка вопросами, советами и рекомендациями.
Пройдя эти курсы, я почувствовала, что поглупела на пять килограмм. Но надо было действовать, надо было проверять в деле – зря я что ли, эти курсы заканчивала, деньги платила?
Первый покупатель ускользнул от меня, как карп из пальцев, когда я выясняла, к какому типу он относится. Второй, да и третий – тоже быстро ускользнули. По их лицам мелькнула тень подозрений, и они тихо вылетели (выскочили) из отдела. Дальше я действовала решительней. Я не стала выяснять, к какому типу относится мой десятый покупатель, а просто предположила, что, допустим к группе А. И соответственно, провела с ним беседу, как меня научили на курсах. Женщина( а это была женщина) злобно фыркнула, мрачно оглядела меня … и тоже исчезла.
Я билась с покупателями, как рыба об лед, но они:
1.улепетывали раньше, чем я выясняла, к какой группе они относятся.
2.неприязненно относились к тому, когда я пыталась внимательно рассмотреть, домиком ли у них брови, или нет, и каково качество их одежды.
3.никто не выслушивал до конца – положенную речь, в случае, когда четко определялся тип.
4.никто не хотел быть насильно осчастливленным небывалой информацией
Выручки у меня стремительно уменьшились, и сама я – приобрела – замученный и настороженный вид. От недавней моей доброжелательности и сердечности не осталось и следа! Глаза мои хищно горели настоящим голодным огнем! До нее ли!( я о сердечности) когда идет такая умственная напряженная деятельность- кто есть кто!?
В конце концов я плюнула на все и стала вести себя, как раньше. И все счастливо наладилось. Правда, теперь я знала, что мое поведение относится к нелестной категории: «продавец в деревенской лавке»- но это ничуть мне не мешало весьма успешно зарабатывать деньги.
Возвращаюсь к началу своего рассказа. Я вошла в отдел, а мне – ноль внимания, фунт презрения. Довольная по самое «не могу» , я быстренько выбрала себе пару скромненьких платьиц «для работы» и уже хотела было отнести их к кассе, чтобы заплатить деньги.
-Фиолетовое возьмите, – не поворачивая головы, небрежно сказала продавщица,- а белое вам ни к чему, полнит вас белое.
О-о-о! застонала я от счастья! Вот это удача! Мало того, что мне никто не навязывал товар, так меня еще и отговаривают от покупки! А не снится ли мне это, в самом деле? Я еще раз примерила белое платье и действительно, оно меня немного полнило. Счастливая и очень довольная, я заплатила за фиолетовое и поблагодарила продавщицу за обслуживание, на что она удивленно сверкнула очами. Мол, никакого обслуживания и вовсе не было, она так, искоса, издали на меня поглядывала.
Весь день я сохраняла приятное расположение духа. Наверняка, коварно звучал в душе моей ехидный голос, эта продавщица тоже весьма несовременна, и торгует, как в деревенской лавке. Какое счастье, что она не посещала курсы продавцов! Да меня теперь медом не корми – дай заглянуть в ее отдельчик!
Товарищи продавцы! От всей души желаю вам – опасаться всяческих курсов и доверять внутреннему голосу!
Вот это история! Представляю, как были разочарованы хозяева больших шикарных магазинов, если они посылали своих продавцов на курсы с целью увеличения продаж. А в итоге от них сбежали к конкурентам, которые современной психологией торговли не заморачиваются, все покупатели!
Девушки, такое творится не только в женских магазинах. У мужчин аналогично, если не хуже. Потому что как-то неудобно девушке отказывать во внимании. Но я выход нашел – мужские вещи мне покупает только жена, она с ними научилась вести себя)
Все, в магазины я больше не хожу. Я решила эту проблему: шью себе платья и получаю от этого огромное удовольствие. За тканями, правда, в магазин сходить надо-но это совсем другое дело и другая история.