Река Дон у нашего дома. 4 апреля 2012 год
На дворе весна. На Дону- бурлил ледоход, журчали такие мощные ручьи, у родников вдоль Дона проявилась зеленая трава. Я ничего не вижу, не слышу и знать не хочу – полтора месяца пишу рассказ. Со мной такого не было и, надеюсь, больше не будет никогда. Вчера вечером вышла в сад, а не могу смотреть даже на слабый свет, глаза стали, как у крота – я практически не выхожу из дома. Вы думаете, что, рассказывая об этом, я хочу пропиарить свой новый рассказ? Вовсе нет, даже тысячу раз – нет. Ведь я даже совсем не уверена, увидит ли он свет, и даже более того, с каждым днем эта уверенность тает все больше и больше. В таком случае выход один – надо бросать его, придет время, я что-то осознаю, и допишу его. Но я упорно бьюсь с ним, как с ядовитой змеей, которая на меня напала – лучшего сравнения я не могу и представить. Было одно дождливое лето, я гуляла в саду, и вдруг из-за кустов можжевельника на меня кинулась черная большая змея, я едва успела увернуться. И хоть она тут же уползла в кусты, я с этой минуты потеряла покой, я боялась ходить по саду, и единственной заботой на все лето была мысль – изловить и убить ее. К слову сказать, змею эту я больше не видела, но она снова вернулась ко мне в образе рассказа «Ночь перед казнью». Или , может быть , он будет называться « Исповедь преступника». И что же эта за тема, что не только не дается мне в руки, но все больше отодвигается, одновременно с настойчивым желанием ее материализовать? Вроде, ничего сложного- убийцу и грабителя приговаривают к смертной казни- четвертование. За три дня до смерти, или за семь, он имеет разговор со священником, Демоном и Богом. И идет на казнь. Все.
До сих пор не могу понять, откуда сваливаются на голову темы для рассказов? И как было бы здорово – сесть и написать за один присест. Вот это было бы счастьем! Не пила бы и не ела , жила бы святым духом творчества. Так писала рассказ « Свадьба»- также была весна, солнце, влюбленность, по голове скакали маленькие дети, и я , оглохшая от их крика, согнувшись в три погибели, чтобы они не проломили мне спину, высунув язык, торопливо писала огрызком карандаша на каких-то обрывках бумаги. За два дня рассказ был готов, и я его почти не подправляла.
А сейчас тоже не ем и не сплю, а в душе ничего и близкого к тому, что зовется «наслаждением». Одна маета, злоба и ненависть. Может, вошла в образ преступника? Любовь и ненависть сталкиваются в моей душе, и ни одно чувство не хочет уступать дорогу. Никто не побеждает.
Вы не поверите, сколько я перечитала книг, чтобы писать этот рассказ! Чтобы меня не обвинили в полном вранье, спешу сообщить, читаю страницами. То есть-вижу страницу и сразу понимаю смысл всего текста.
Перечитала, перерыла- почти всю «Библию», три тома «Упанишад», « Лесная книга. Индийские Веды», « Свято-Русские Веды.» Асова, « Арканы Таро».
Прочитала все о казнях на Руси. И даже изучила биографию Демьяна Многогрешного.
Я просто сошла с ума. Какой-то бес одержимости вселился в меня. И зачем мне нужна биография этого Многогрешного? Представляя свой рассказ, я увидела, что преступника милуют указом царя – в самую последнюю минуту, когда палач уже занес топор. У царя родился наследник, и в великой радости он даже взял безродного разбойника в свою семью на воспитание. Мой муж почесал затылок и сказал, что такого быть не может и не было никогда. Так как я иногда доверяю своим фантазиям и считаю, что они приходят, откуда надо, я стала набирать в интернете темы « Казни на Руси», « Кого помиловали перед казнью» и т. д.
Миловали многих, уже на эшафоте порой зачитывали указ №1- о смертной казни , потом зачитывали указ №2- об отмене. Иногда было целых три указа подряд. Но все- перед тем, как палач брал в руки топор. А у меня он еще замахивается. В глазах уже расплывались буквы, я совсем отчаялась, и уже переставала доверять своим несусветным фантазиям, когда –ура!- я нашла, что хотела. И палач топором замахнулся, а царский гонец-то уже вот он, кричит- стой! Царь, мол, милует, ради наследника, жена еще не родила, но родами мучается. Царь этот оказался Алексеем Михайловичем, отцом Петра 1, который и должен был появиться на свет с минуту на минуту. И в свой род хотел его взять, это вовсе не сказки, а политика. Преступником-то был украинский гетман Демьян Многогрешный и роду он был незнатного. А с другими народами всегда проблемы были, они и сейчас есть. Кто там прав-никогда не разберешься. Так вот, царю все же не пристало в свой род брать, и он попросил Голицина, и Демьяна со всей семьей взяли « в боярские дети».
Так вот, нашла я своего героя. Он был. И звали его Демьян. Имел ли он разговор с Демоном и Богом перед казнью- фантазия писателя. Но если я угадала с историческим персонажем, может, и все остальное присутствовало?
Казалось- теперь запрягай небесных коней и пиши- не хочу! Но не идет мне этот Демьян Многогрешный- хоть ты тресни! Оказалось, не только я выкопала его из пыльных веков. Украина тоже вспомнила своего героя , уже выходят марки с его изображениями, день смерти его страна решила отмечать, как всенародное горе.
Пусть будет неизвестный разбойник, так безопасней. Сюжет весь готов, я вижу всю картину- как фильм. Но не дается язык, боже мой! Не могу выстроить правильный тон, речь. Слова Бога- они возвышенные, почти библейские, как притча. Пытаюсь под них подстроить начало-полная чушь. Даже стихотворный текст пошел- но вначале. Бог и Демон стихами говорить не пожелали. Решила писать, как сказку- под нее не подходят глубокие мысли героя. Начала серьезным литературным слогом- не идет начало. Чертовщина какая-то. И что я так бьюсь? Может, это простое тщеславие? Глупое, ослиное упрямство? Я недавно писала об ослах из Италии. Ну, не получился рассказ. Не могу же я его написать- стихами в начале, сказочным слогом- дальше, потом –простым языком, потом высоким и глубоким, потом- бог весть каким. Вероятно, что- бы вполне достоверно раскрыть эту тему- надо что-то понять в себе самой…
А свои потуги, различные вступления, я привожу здесь.
«-Расскажи, Гамаюн, птица вещая, эту славную горькую повесть- как встречались Отец с Сыном, и как шел он на лютую казнь.
-Ничего не скрою, что ведаю.
Это древнее повествование жило долго, как дубы многие, но последнее людское селение было смыто могучим ливнем. Я поднял из лазоревых волн эти строки, покрытые пеплом ,и сберег их в глухом ущелье, пока новый мир возрождался. Люди, слушавшие эту сказку, живут долго- до ста лет, никогда не зная несчастья…
Жил на свете разбойник Василий, много лиха принес он людям: сколотил свою бедовую шайку и на больших дорогах грабил богатых. Велика была его богатырская сила, на скаку останавливал он коней белогривых, из карет, расписанных золотом , выводил в чисто поле купцов и бояров, оставляя их в исподних рубахах. Был он статного роста, крепкий, лицом бел и черноглазый – наливные, как яблоки, молодицы с него глаз не спускали. Без труда и уговора особого он легко брал их за белые груди, уводил под дремучие ветви, на шелковых и мягких травах распускал золотые косы … упругой мякотью тела лакомился как ребенок .Дрожали они в его жарких объятьях , глаза пели синей печалью , под теплым и шалым ветром трепетали хрустящие юбки. На рассвете он покидал их, смахивая чужие слезы с золотых кудрей и пальцев – дороже любых уст медовых была ему дальняя дорога, запах горький степной полыни да ветер свежий, дующий в спину.»
«Выпить бы котелок крепкого вина – только этого и хотелось поникшему головой Демьяну. Да и как ему было не печалиться ? Хоть и знал он свой грех твердо, да кто ж верит, что попадется? Повязали их на рассвете, видно, кто-то из своих донес. Не все попались, Василий сбежал, да и Федька однорукий. Обида лютая сердце жгла, на судьбу свою такую нескладную. Не было у Демьяна ни отца ни матери, был он сиротой с самого рождения. Подкинули его на порог знатного дома, видно, мать надеялась на чудо- у хозяев детей не было. Но купчиха лишь полюбовалась на мирно спящего ребенка, со вздохом перекрестилась и отнесла мальчика в приют. Известно, какая судьба уготована безродному, сколько себя Демьян помнил, всегда был он с одними разбойниками и ворами. Была ли у него хоть одна худая тропинка, которая бы вильнула в сторону, и которую он проглядел,- он не помнил. Он вырос с преступниками, сам грабил и убивал на больших дорогах, и от бога и людей пощады не ждал. И тем не менее, когда в камеру пришел офицер с солдатами и зачитал приговор- смерная казнь через четвертование, у него потемнело в глазах.
В те времена еще существовал такой обычай: после объявления приговора преступника на семь дней помещали в покаянную палату.»
«Почему же ты оставил меня, отец. Смерть близка, а помощников нету. Как же я пойду в страну мрака, в тьму смертную, когда не знаю я ни одной молитвы.
Почему же не погиб я в день, который родился? Да проклят будет тот день, когда ты зажег надо мной черную звезду и пустил в путь, обложенный мраком! Мать отвергла меня и люди страшились меня, как палящего зноя,
Почему не умер я, выходя из утробы, почему не скончался, когда вышел из чрева?»
«Стыд мой во мне и посрамление. Луна в беспамятстве уж уходит с небес, гаснет последняя звезда -хрустит у порога смертный рассвет- скрипит тюремный засов ,люди идут на площадь- за ними бегут собаки
Когда я умру, Отец мой, будешь ли ты обо мне помнить? Закричишь- это Сын мой был ,Сын – он был мой и больше ничей!!! это был сын мой… мой сын..»
Действительно очень сложная и неоднозначная тема, но от этого рассказ только еще больше хочется поскорее дослушать. Тема смерти всегда очень привлекала людей.
Бывают такие моменты в жизни у каждого человека, когда мысли в голове просто не задерживаются. А писатели являются творческими людьми, они более подвержены кризису. Удачи!
Вообще сложно представить, откуда берутся темы для рассказов, несомненно одно – муки творчества переживаются не зря и рожденное произведение оказывает сильное влияние на умы благодарных читателей.
Тема смерти, смертной казни и помилования – всегда была сложной. Но именно такие темы обычно находят самых большой отклик в сердцах и производят сильное впечатление. Потому что все мы – смертны, и тема конца жизни касается каждого из нас.
Понравились Ваши размышления на тему смертной казни на Руси. История, конечно, наука весьма не объективная, но кажется, что раньше люди жили больше по справедливости, чем сейчас…Вот иногда и кажется, что человечество деградирует, а не развивается.
Написать рассказ быстро и легко, на одном лишь вдохновении выходит тогда, когда тема нравится, давно известна, и душа в приподнятом настроении. А вот при несовпадении этих факторов, действительно приходится помучиться. Но тем ценнее награда (законченное произведение.
Талантливый человек – талантлив во всём! Размышления автора тут описаны в меру и грамотно. Читаешь рассказ и словно сам переживаешь все эти моменты в жизни.
Талантливый человек – талантлив во всём! Размышления автора тут описаны вмеру и грамотно. Читаешь рассказ и словно сам пережвиаешь все эти моменты в жизни.
Тамара, я так и предполагала. А не ожидали потому, что раньше не затрагивали таких тем. Хотя среди ваших произведений есть не менее сложные вещи.
tanushik_u Спасибо всем за поддержку.После написания рассказа со мной,(вот уж не ожидала)стали происходить,странные вещи. Честно говоря, даже сейчас, пытаясь написать об этом, я ничего не могу сказать вразумительного.Стала более ценить то, что имею-приблизительно так.