Торговля китайскими сувенирами – золотое дно. Покупаешь в Москве маленьких золотых Хотеев по пять рублей –продаешь по тридцать. Разумеется, все надо делать грамотно– повесить на витрине красочную бумажку, повествующую о том, что Хотей – это китайский бог счастья, и если его триста раз погладить по животу – он исполнит любое желание.
Покупатели безумно хотят не только счастья, но и денег, здоровья, любви и удачи.
Да пожалуйста, чего только ни пожелаете!
Есть китайская жаба на трех лапах – так она к деньгам.
Есть Шоу – Син с персиком бессмертия – для здоровья. Об этом столько книжек написано– как можно сомневаться! Это целая наука, «фен- шуй» называется.
Золотые были времена, а не торговля! Это тебе не фруктами на рынке торговать! Мы с мужем открыли по городу несколько отделов с восточными бусами, амулетами – и закрутились, как белки в колесе! Закупали на Черкизовском рынке китайских богов, набивали ими клеенчатые голубые сумки , и развесив их гроздьями по обе стороны туловища, переваливаясь с боку на бок, как пингвины, спешили к своим автобусам. Продавцы штудировали книги, чтобы порасторопней объяснить , какой бог что вылечивает- счастливые и выздоравливающие прямо на глазах покупатели прижимали к груди заграничные целебные игрушки…
И тут обида меня взяла. Захотелось… Чтоб русским духом пахло! Чтоб стояли в русских магазинах русские Боги! Русские богатыри в красных косоворотках и могучие кони с золотыми гривами! Такая уж человеческая натура – никогда не насыщается. Когда все хорошо и денежки золотым ручейком в закрома стекают- зарождается неосознанная тоска по опустевшему гнезду человеческих страданий…
Решили мы с Олегом открыть производство русских сувениров . До сих пор не могу понять – какой шальной бес укусил в ребро? Какая нелепая жажда приключений заставила нас решиться на такое дело?
Поехали в Москву – объездили все магазины, перерыли все библиотеки – ничего нет. Я имею в виду книги о гипсовом производстве. Как же делать игрушки из гипса? Какой марки нужен гипс? Из какого материала делать форму, из которой отливать
игрушки, и где найти этот самый материал? Какими красками раскрашивать?
Поехали подглядывать да подсматривать – ведь делали, делали те игрушечки и в Москве, и в Воронеже делали .Почуяв недоброе, никто из русских соотечественников на порог
не пустил.
– Пошли, пошли отсюдова, ишь, высматривать приехали!– выпроваживали нас из цехов.
-Да подскажите хоть что-нибудь? – двери с грохотом захлопывались. Увидали таки мы в щелочку – гипсовые игрушки расписываются не кисточками, а аэрографами. Где же их достать?
О-о-о, это чудо! Какая удача! Нас пустили на производство в Москве! Кто пустил? Армянин Рафик.«Да без проблем», – широко развел он руками на наше бесконечное
канюченье: «ой, ну хоть что-нибудь покажите…» Безуспешно объехав несколько производств, мы не верили своему счастью…
Спустившись в глубокий подвал первой, я вздрогнула и попятилась к двери. Мне показалось, я попала к рабовладельцу на каторжный рынок труда. В полутемном
пространстве, наполненным едким удушающим дымом, туда-сюда сновали вонючие люди в противогазах.
– Нет, нет, – заметив наши обезумевшие от страха лица,– успокоил жизнерадостный Рафик. Это действительно гипсовое производство. Пройдемте дальше. У нас большие
объемы. Игрушки раскупают, как горячие пирожки. Видели фуры у ворот? За длинными столами, покрытыми грязной клеенкой гнулись русские мужики над смрадными ведрами, мотая замурованными головами, и с остервенением купали там белых ежиков. Едкая маслянистая жидкость растекалась лужами под резиновыми сапогами. Один рабочий внезапно снял противогаз, и стоял неподвижно, и глядел на хозяина голодными
глазами … Рафик вздрогнул и поспешил увести нас подальше, в свой кабинет, куда почти не проникало зловоние.
– Хотите открыть производство? – улыбаясь от всей души, спросил он нас, угощая кофе. – Я вам не советую, – здесь голос его перешел на испуганный шепот.- Вы что думаете, я – монстр? И так выглядело мое производство пять лет назад? Нет – я уверяю вас. Были и белые халатики, чай и сахар, а также микроволновки – я все старался сделать, чтобы женщинам было комфортно. Ведь на такой работе должны быть женщины.
Как это по нашему. Все и сразу. Захотелось игрушку, да не китайскую. А такую, чтобы русским духом пахло. Вот и сделали кошку-копилку. Автор пеняет на условия, но ведь не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что надо иметь хоть какое-то понимание о деле, к которому приступаешь. Что же, путь пройден. И что в итоге? Позади гора “трупов” из уволенных работников, дизайнеров, партнеров. Ты перешагнул через всех, ты на вершине, то есть на Бали и ” Глупое и нелепое чувство вины за всех наших работников, что не могли себе этого позволить, просачивалось сквозь ослепительно-белый песок”. Эволюция, однако…
Нас никогда не будет слишком много. Посмотрите статистику – страна вымирает и скоро некому будет работать. Не далек тот час, когда мы будем просить китайцев приехать к нам и поработать на наших рабочих местах.
За что ругать китайцев? За то, что умеют работать? Кто нам мешает? Не зря ж говорят: “Умом Россию не понять…” Такая страна, такие ресурсы. Да запустить сюда китайцев, тут бы каждому винтику место нашлось. Или мы ждем, когда нас будет слишеом много? Хоть это чему-то научит?
Рассказ очень интересный и заставляет задуматься нас о том, что мы начинаем терять свою культуру и понемногу переходим на чужую. Ведь действительно, условия не создаются для предпринимателей, а может они и сами не слишком стремятся наладить производство и работать.
Мой хороший друг занимается в Москве производством сувениров с русской народной тематикой. Не могу сказать, что он очень богат, но дело все же идет. Хоть государство очень старается помешать, тем не менее я считаю, что ему повезло и даже мне он не говорит о покровителях, которые, я думаю, есть.